Дискуссия как педагогическая технология развития soft skills будущих IT-специалистов
Аннотация
Целью исследования является использование потенциальных дидактических возможностей дискуссии как педагогической технологии развития soft skills будущих IT-специалистов.
Методы исследования основываются на компетентностном, контекстном и интегративном подходе в образовании. Использовались традиционные для теоретико-прикладных исследований методы: анализ, синтез, педагогическое наблюдение, систематизация фактов. Материалом настоящего исследования послужили научные работы, исследующие практические вопросы подготовки будущих IT-специалистов в вузах, а также собственный опыт организации и проведения дискуссий по итогам практик, предусмотренных образовательной программой направления подготовки «Программная инженерия».
Результаты. Актуальность исследования определена необходимостью совершенствования образовательного процесса на основе широкого использования интерактивных технологий в высшем профессиональном образовании для подготовки IT-специалистов качественно нового уровня, конкурентных и востребованных на рынке труда в условиях развития цифровой экономики. Опыт организации и проведения дискуссий по итогам практик доказал, что дискуссия обладает большими возможностями в профессиональном обучении и развитии soft skills будущих IT-специалистов, поскольку создает участнику дискуссии ситуации и условия для формирования, развития и закрепления личных качеств, обеспечивает проявление индивидуальности и активное включение студентов в поиск и доказательство истины. Дискуссия учит их мыслить критически, управлять своими эмоциями, работать в команде и не бояться высказывать свое мнение.
Заключение. Дискуссию следует рассматривать как педагогическую технологию интерактивного обучения, применение которой активизирует их коммуникативные возможности студента и стимулирует развитие soft skills. В совокупности с другими педагогическими технологиями дискуссия предоставляет возможность подготовить IT-специалиста, обладающего soft skills и конкурентного на рынке труда.
Об авторах
Р. А. ТомаковаРоссия
Томакова Римма Александровна, д-р технических наук, проф. каф. программной инженерии
Researcher ID WoS: O-6164-2015
Author ID:739221
ул. 50 лет Октября 94, г. Курск 305040
М. В. Томаков
Россия
Томаков Максим Владимирович, канд. технических наук, доцент каф. охраны труда и окружающей среды
Scopus Author ID: 57195918541
Author ID:452881
ул. 50 лет Октября 94, г. Курск 305040
Список литературы
1. Ивонина А. И., Чуланова О. Л., Давлетшина Ю. М. Современные направления теоретических и методических разработок в области управления: роль soft-skills и hard skills в профессиональном и карьерном развитии сотрудников // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ». 2017. Т. 9, № 1. URL: http://naukovedenie.ru/PDF/90EVN117 (дата обращения: 20.05.2021).
2. Раицкая Л. К., Тихонова Е. В. SOFT SKILLS в представлении преподавателей и студентов российских университетов в контексте мирового опыта // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2018. Т. 15, № 3. С. 350-363.
3. Современные детерминанты развития soft skills / С. Н. Бацунов, И. И. Дереча, И. М. Кунгурова, Е. В. Слизкова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2018. № 4. С. 198-207. URL: http://e-koncept.ru/2018/181018.htm (дата обращения: 20.05.2021).
4. Почему программистам не обойтись без «гибких навыков». URL: https://trends.rbc.ru/trends/education/5eaff3b09a79470a6106398a (дата обращения: 20.05.2021).
5. Цифровая зрелость российских компаний. URL: https://ict.moscow/research/tsikl- khaipa-razvivaiushchikhsia-tekhnologii/ (дата обращения: 20.05.2021).
6. Личные качества специалиста в сфере IT и телекоммуникаций. URL: https://moeobrazovanie.ru/lichnye_kachestva_spetsialista_v_sfere_it_technologiy.html (дата обращения: 27.05.2021).
7. Шелудько И. Мое исследование - кто работает в IT-профессии, навыки, мотивация, развитие карьеры, технологии. URL: https://habr.com/ru/post/481812/ (дата обращения: 20.05.2021).
8. Ребус Н. А., Поколодина Е. В. О современных интерактивных методах подготовки ИТ-специалистов в контексте цифровой экономики // Этап: экономическая теория, анализ, практика. 2020. № 3. С. 110-123.
9. Томакова Р. А., Томакова И. А., Брежнева А. Н. Интегративный образовательный процесс как фактор повышения качества образования в университете // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Лингвистика и педагогика. 2018. Т. 8, № 4 (29). С. 142-155.
10. Томаков В. И., Томаков М. В., Брежнев А. В. Применение интерактивных технологий как фактор повышения эффективности учебного процесса // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Лингвистика и педагогика. 2018. Т. 8, № 3 (28). С. 110-123.
11. Антонова Т. В. Дискуссия как средство формирования мотивационной сферы студентов вуза // ЦИТИСЭ. 2020. № 4 (26). С. 234-249.
Рецензия
Для цитирования:
Томакова Р.А., Томаков М.В. Дискуссия как педагогическая технология развития soft skills будущих IT-специалистов. Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Управление, вычислительная техника, информатика. Медицинское приборостроение. 2021;11(3):121-141.
For citation:
Tomakova R.A., Tomakov M.V. Discussion As a Pedagogical Technology for the Development of Soft Skills of Future IT Specialists. Proceedings of the Southwest State University. Series: IT Management, Computer Science, Computer Engineering. Medical Equipment Engineering. 2021;11(3):121-141. (In Russ.)