Preview

Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Управление, вычислительная техника, информатика. Медицинское приборостроение

Расширенный поиск

Подходы к определению остаточного ресурса основных узлов вертолёта с учётом выполненных профилей полёта

https://doi.org/10.21869/2223-1536-2023-13-1-61-72

Аннотация

Цель исследования – разработка альтернативного подхода к определению остаточного ресурса изделия, основанного на преобразовании энергии деформированных силовых элементов конструкции планера в расход эквивалентного ресурса изделия посредством системы мониторинга на базе оптоволоконных датчиков деформации.

Методы. Выполнен анализ существующих методов оценки технического состояния основных узлов изделий авиационной техники и определения их остаточного ресурса исходя из сведений о техническом состоянии, на основании чего осуществлен синтез алгоритма определения остаточного ресурса основных узлов вертолёта с учётом технического состояния.

Результаты. В процессе исследования были классифицированы существующие методы оценки технического состояния изделия. Указаны недостатки в существующей концепции определения остаточного ресурса, основным из которых является отсутствие возможности прогнозирования остаточного ресурса на основании технического состояния объекта (истории эксплуатации). Предложен альтернативный подход к определению остаточного ресурса основных узлов вертолёта с пояснением примерной методики оценки технического состояния основных узлов и изделия в целом, состав и описание основных этапов внедрения данного подхода. Определены состав и чувствительный элемент в системе контроля текущего технического состояния основных узлов изделия. В качестве чувствительного элемента для реализации системы мониторинга выбран оптоволоконный датчик с решёткой Брэгга (оптоволоконный датчик давления ВОДД-1.ХХХ ПИКВ.401143.003 ТУ).

Заключение. Предложенный подход к определению остаточного ресурса основных узлов вертолёта сочетает в себе высокие показатели достоверности, что обусловлено фиксацией истории эксплуатации конкретного вертолёта, простоту определения остаточного ресурса изделия и отсутствие необходимости специальных средств измерений в эксплуатирующих компаниях. 

Об авторах

И. И. Сизонов
Юго-Западный государственный университет
Россия

Сизонов Иван Игоревич, студент кафедры космического приборостроения и систем связи,

ул. 50 лет Октября, д. 94, г. Курск 305040



А. С. Барабушка
АО НЦВ «Миль и Камов
Россия

Барабушка Александр Сергеевич, заместитель генерального конструктора, 

ул. Авиаконструктора Миля, д. 15, г. Москва 109431



И. Е. Мухин
Юго-Западный государственный университет
Россия

Мухин Иван Ефимович, доктор технических наук, профессор кафедры космического
приборостроения и систем связи, 

ул. 50 лет Октября, д. 94, г. Курск 305040



Список литературы

1. ГОСТ 27.002-2015. Надежность в технике. Термины и определения. Введ. 2017-01-03. М.: Стандартинформ, 2016. 29 с.

2. Расчёт остаточного ресурса технических устройств (оборудования). URL: https://www.ruspromexpert.ru/uslugi/raschet_ostatochnogo_resursa_tu/ (дата обращения: 10.12.2022).

3. Дубровин В. И., Клименко В. А. Методы оценки остаточного ресурса изделий. Обзор // Математичні машини і системи. 2010. № 4. С. 162–168.

4. Chen H. M., Vidakovic B., Mavris N. D. Multiscale forecasting method using armax models // Technological Forecasting and Social Changes. 2004. N 1. P. 34–39.

5. Болотин В. В. Прогнозирование ресурса машин и конструкций. М.: Машиностроение, 1984. 312 с.

6. Усталостные испытания материалов и конструкций с использованием современного оборудования / А. В. Ерпалов, Л. А. Шефер, Е. Е. Рихтер, П. А. Тараненко // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Машиностроение. 2015. Т. 15, № 2. С. 70–80.

7. Белодеденко С. В. Прогнозирование повреждения и живучести элементов конструкций с использованием моделей накопления повреждений // Заводская лаборатория. Диагностика материалов. 2010. Т. 76, № 1. С. 49–52.

8. Агамиров Л. В., Агамиров В. Л., Вестяк В. А. Алгоритм оценки параметров функции распределения предела выносливости при усталостных испытаниях // Вестник Московского авиационного института. 2013. Т. 20, № 5. С. 105–110.

9. Нассиф Н. С., Ибатуллин Н. Д. Кинетика усталостного разрушения твердых сплавов // Вестник Саратовского государственного технического университета. 2012. № 3. С. 87–93.

10. Бойко Т. С. Формирование типовых профилей полетов самолёта транспортной категории с учётом истории эксплуатации парка // Авиационно-космическая техника и технология. 2018. № 6 (150). С. 67–74.

11. Фейгенбаум Ю. М., Соколов Ю. С. Анализ современного состояния и перспектив развития отечественной системы мониторинга эксплуатации силовой конструкции гражданских ВС // Научный вестник Государственного научно-исследовательского института гражданской авиации. 2015. № 7 (318). С. 14–23.

12. Определение остаточного ресурса и методы повышения уровня безопасности при эксплуатировании конструкционных материалов в авиации / А. В. Котелкин, И. Г. Роберов, Д. Б. Матвеев, И. С. Леднев // Современные материалы, техника и технологии. 2016. № 1 (4). С. 104–113.

13. Бростилова Т. Ю., Бростилов С. А., Мурашкина Т. И. Волоконно-оптический датчик деформации // Надёжность и качество сложных систем. 2013. № 1. С. 93–99.

14. Fiber Optic Fiber Bragg Grating Sensing for Monitoring and Testing of Electric Machinery: Current State of the Art and Outlook / А. А. Suryandi, N. Sarma, A. Mohammed, V. Peesapati, S. Djurovic // Machines. 2022. N 10. P. 257–279.

15. Бадеева Е. А. Научная концепция проектирования волоконно-оптических датчиков давления с открытым каналом для ракетно-космической и авиационной техники // Известия высших учебных заведений. Поволожский регион. 2016. № 4 (40). С. 102–113.

16. Овчинников И. Н., Ермишкин В. А. Достоверность результатов испытаний на вибрацию. Диагностика и прогнозирование усталостного разрушения // Вестник Самарского государственного аэрокосмического университета им. С. П. Королёва. 2012. № 3 (34). С. 377–384.

17. Что такое тензодатчик. URL: https://odinelectric.ru/kipia/chto-takoe-tenzodatchik (дата обращения: 27.12.2022). 18. Как работает емкостной датчик. URL: https://teplobloknn.ru/avtomatizaciya/kakrabotayut-emkostnye-datchiki.html (дата обращения: 27.12.2022).

18. Повышение точности емкостных датчиков давления для авиакосмической техники / С. А. Кузин, П. А. Львов, А. А. Львов, М. С. Светлов // Известия Южного федерального университета. Технические науки. 2017. № 8. С. 29–42.

19. Preethichandra D. M., Shida K. A. Simple Interface Circuit to Measure Very Small Capacitance Changes in Capacitive Sensors // IEEE Transactions on Instrumentation and Measurement. 2001. N 50 (6). P. 1583–1586.


Рецензия

Для цитирования:


Сизонов И.И., Барабушка А.С., Мухин И.Е. Подходы к определению остаточного ресурса основных узлов вертолёта с учётом выполненных профилей полёта. Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Управление, вычислительная техника, информатика. Медицинское приборостроение. 2023;13(1):61-72. https://doi.org/10.21869/2223-1536-2023-13-1-61-72

For citation:


Sizonov I.I., Barabushka A.S., Mukhin I.E. Approaches to Determining the Residual Life of the Main Components of the Helicopter, Taking Into Account the Flight Profiles Performed. Proceedings of the Southwest State University. Series: IT Management, Computer Science, Computer Engineering. Medical Equipment Engineering. 2023;13(1):61-72. (In Russ.) https://doi.org/10.21869/2223-1536-2023-13-1-61-72

Просмотров: 254


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2223-1536 (Print)