Научно-практическая конференция как педагогическая технология профессиональной подготовки IT-специалистов
https://doi.org/10.21869/2223-1536-2021-11-4-130-145
Аннотация
Целью исследования является представление научно-практической конференции как педагогической технологии формирования компетентности при подготовке IT-специалистов.
Методы. Методология исследования базируется на компетентностном, системном и интегративном подходе в образовании. Использовались традиционные для теоретико-прикладных исследований методы: анализ, синтез, наблюдение, систематизация. Материалом настоящего исследования послужили теоретические и практические работы, посвященные подготовке будущих IT-специалистов, а также собственный опыт организации и проведения научно-практических конференций.
Результаты. Актуальность исследования определена необходимостью глубокой модернизации образовательного процесса подготовки IT-специалистов под запросы рынка труда в условиях цифровой экономики. Конференция продемонстрировала высокую заинтересованность молодежи к углубленному изучению и развитию актуальных проблем, генерированию новых идей, связанных с IT-технологиями. Все эти факты способствуют приобретению новых знаний в контексте будущей профессиональной деятельности и формированию требуемых компетенций и подтверждают, что конференция должна рассматриваться как педагогическая технология при подготовке IT-специалистов в высшей школе.
Заключение. Научно-практическую конференцию следует рассматривать как педагогическую технологию, позволяющую активизировать научную, образовательную и инновационную деятельность преподавателей, сотрудников, студентов и аспирантов и тем самым улучшить подготовку IT- специалистов под запросы цифровой экономики. Подготовка к участию и участие в таком мероприятии позволяют развить такие метанавыки, как креативность, осознанность, гибкость поведения, корпоративность, интегральное мышление, внимательность и другие, которые обеспечивают переход на новый уровень взаимодействия с людьми и адаптивность к внешней среде.
Об авторах
Р. А. ТомаковаРоссия
Томакова Римма Александровна, д-р технических наук, проф. каф. программной инженерии
Researcher ID WoS: O-6164-2015
Author ID:739221
ул. 50 лет Октября 94, г. Курск 305040
В. И. Томаков
Россия
Томаков Владимир Иванович, д-р педагогических наук, проф. каф. охраны труда и окружающей среды
Scopus Author ID: 57195919702
Author ID: 509007
А. В. Брежнев
Россия
Брежнев Алексей Викторович, канд. технических наук, доцент
Стремянный переулок 36, г. Москва 117997
Список литературы
1. Как изменится федеральный проект «Кадры для цифровой экономики» с 2021 года. URL: http://news.nti2035.ru/talents/1847-kak-izmemtsya-federalnyj-proekt-kadry- dlya-czifrovoj-ekonomiki-s-2021-goda/ (дата обращения: 26.09.2021).
2. Леонов Г. А., Немешев М. Х. О реализации стратегии Президента РФ в подготовке IT-специалистов мирового уровня // Дифференциальные уравнения и процессы управления. 2018. № 1. С. 126-141.
3. Гаврилов А. В., Куликова С. В., Голкина Г. Е. Повышение уровня подготовки IT- специалистов на основе анализа требований рынка труда // Открытое образование. 2019. Т. 23, № 6. С. 30-40.
4. Томаков М. В., Томаков В. И., Брежнев А. В. Применение интерактивных технологий как фактор повышения эффективности учебного процесса // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Лингвистика и педагогика. 2018. Т. 8, № 3 (28). С. 110-123.
5. Чертова М. Н., Василекина О. М. Современные образовательные технологии в подготовке IT-специалистов // Экономика и предпринимательство. 2020. № 3 (116). С. 878-885.
6. Бужинская Н. В. Игровые методы в подготовке IT-специалистов // Наука и перспективы. 2018. № 1. С. 8-14.
7. Скибицкий Э. Г. Информационные технологии в подготовке IT-специалистов в образовательной организации // Вестник Хакасского государственного университета имени Н. Ф. Катанова. 2017. № 20. С. 132-134.
8. Власов Д. А., Синчуков А. В. Модернизация методических систем преподавания математических дисциплин на основе GEOGEBRA // Современные информационные технологии и ИТ-образование. 2020. Т. 16, № 1. С. 187-197.
9. Абрамова И. В., Рихтер Т. В. Методы формирования профессиональных компетенций у будущих программистов // Карельский научный журнал. 2021. Т. 10, № 1 (34). С. 5-8.
10. Привалов А. Н., Богатырева Ю. И., Романов В. А. Инжиринговый центр как инновационный компонент профессиональной подготовки бакалавров IT-направлений // Образование и наука. 2019. Т. 21, № 7. С. 90-112.
11. Партнерство работодателей и вуза при подготовке IT-специалистов / А. В. Логинова, Э. К. Алгазинов, В. В. Гаршина, А. В. Сычев, Е. Н. Десятирикова, А. В. Смольянинов // Планирование и обеспечение подготовки кадров для промышленно-экономического комплекса региона. 2017. Т. 1. С. 96-99.
12. Томакова Р. А., Томакова И. А., Брежнева А. Н. Интегративный образовательный процесс как фактор повышения качества образования в университете // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Лингвистика и педагогика. 2018. Т. 8, № 4 (29). С. 142-155.
13. Студенческие научные конференции как метод познавательной деятельности студентов / Н. А. Сунцова, И. И. Окулова, О. Б. Жданова, О. В. Часовских, Л. К. Ковалева, Л. Р. Мутошвили // Научное обозрение. Педагогические науки. 2018. № 4. С. 4146.
14. Черняева Г. В. Участие в научных конференциях как форма профессионального саморазвития студентов // Личность в культуре и образовании: психологическое сопровождение, развитие, социализация: материалы Всероссийской научно-практической конференции / Южный федеральный университет. Ростов н/Д, 2017. С. 195-201.
15. Васильев В. В., Стогов А. В. Участие в конференциях как метод личного и профессионального развития будущего специалиста инженерного профиля // Современное образование: содержание, технологии, качество. 2019. Т. 1. С. 548-549.
16. Кригер Г. С., Ахметзянова Р. Р., Ринская Н. В. Проведение студенческих конференций как одно из необходимых условий профессионального развития // История и педагогика естествознания. 2015. № 4. С. 27-30.
17. Яновская Г. С. Организация студенческих конференций как способ повышения заинтересованности студентов при изучении иностранного языка в неязыковом вузе // Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 64-3. С. 280-283.
18. Студенческие конференции как пространство профессионализации и развития исследовательских компетенций бакалавров социальных наук / Н. И. Бобылёва, Л. С. Малик, А. Б. Федулова, Н. В. Цихончик // Инновации в образовании. 2019. № 3. С. 5-13.
19. Цибизова Т. Ю., Комкова Т. Ю. Научно-практические конференции как способ повышения качества подготовки инженеров // Современные наукоемкие технологии. 2017. № 9. С. 156-160.
Рецензия
Для цитирования:
Томакова Р.А., Томаков В.И., Брежнев А.В. Научно-практическая конференция как педагогическая технология профессиональной подготовки IT-специалистов. Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Управление, вычислительная техника, информатика. Медицинское приборостроение. 2021;11(4):130-145. https://doi.org/10.21869/2223-1536-2021-11-4-130-145
For citation:
Tomakova R.A., Tomakov V.I., Brezhnev A.V. Discussion As a Pedagogical Technology for the Development of Soft Skills of Future IT Specialists. Proceedings of the Southwest State University. Series: IT Management, Computer Science, Computer Engineering. Medical Equipment Engineering. 2021;11(4):130-145. (In Russ.) https://doi.org/10.21869/2223-1536-2021-11-4-130-145