Preview

Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Управление, вычислительная техника, информатика. Медицинское приборостроение

Расширенный поиск

Практические результаты расчетно-экспериментальных исследований по определению диапазонов изменения основных контролируемых параметров перспективных авиационных комплексов

https://doi.org/10.21869/2223-1536-2023-13-1-39-60

Аннотация

Целью исследования является определение перечня необходимых контролируемых параметров перспективных авиационных комплексов, представляющих сложную систему взаимодействия «пилот – самолет – окружающая среда», а также оценка диапазонов их изменения.

Методы исследования основаны на понятиях теории диагностики и прогностики технического состояния летательных аппаратов, эрганомических систем. Использованы методы многокритериального анализа, параметрического и структурного синтеза.

Результаты. Показано, что выбор номенклатуры контролируемых агрегатов вертолета определяется их предназначением, тяжестью последствий при отказе, контролепригодностью, условиями и режимами работы, прогнозируемым уровнем надежности, а также опытом эксплуатации прототипов и аналогов. Разработан вариант организации параллельной системы диагностики и прогностики технического состояния перспективных авиационных комплексов. В данной статье представлена стохастическая (вероятностная) диагностическая модель повреждения межроторного подшипника авиационного двигателя, предназначенная для исследования корреляционной размерности вибросигнала, которая имитирует спектральный состав реального вибросигнала, с различной формой плотности распределения амплитуд. Представлено решающее правило прогнозирования выхода из строя двигателя за 8-9 полетов до разрушения межроторного подшипника.

Заключение. Для объективного контроля параметров агрегатов тяжелых и легких вертолетов они разбиваются на 10 групп, для каждой из которых определяется состав датчиков диагностического контроля на основе анализа необходимых и достаточных значений параметров в реальном масштабе времени. Диапазон измерений конкретных физических величин назначается на этапе конструирования той или иной жизненно важной системы летательного аппарата. Пределы измерения параметров задаются при проведении штатных измерений, а также на этапах поверки и испытаний государственного контроля. Представлен вариант формирования границы, разделяющей исправное и неисправное состояние, описываемой гиперповерхностью.

Об авторах

И. Е. Мухин
Юго-Западный государственный университет
Россия

Мухин Иван Ефимович, профессор кафедры космического приборостроения и систем
связи,  

ул. 50 лет Октября, д. 94, г. Курск 305040



Д. С. Коптев
Юго-Западный государственный университет
Россия

Коптев Дмитрий Сергеевич, старший преподаватель кафедры космического приборостроения и систем связи, 

ул. 50 лет Октября, д. 94, г. Курск 305040



Список литературы

1. Методологические основы синтеза систем диагностики технического состояния космических и летательных аппаратов / И. Е. Мухин, А. И. Мухин, С. Н. Михайлов, Д. С. Коптев; Юго-Западный государственный университет. Курск, 2018. 211 с.

2. Мухин И. Е., Селезнев С. Л., Коптев Д. С. Направления и практические результаты создания методов и средств диагностики, и прогностики состояния авиационного комплекса «человек – машина» // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Управление, вычислительная техника, информатика. Медицинское приборостроение. 2017. Т. 7, № 3 (24). С. 46–57.

3. Руководство по управлению безопасностью полётов (РУБП): [утверждено генеральным секретарем и опубликовано с его санкции] / Международная организация гражданской авиации. 3-е изд. Монреаль, 2013. URL: http:// www.uralfavt.ru/usr/2015-02- 18.pdf (дата обращения: 15.12.2022).

4. ГОСТ ИСО 10817-1-2002. Вибрация. Системы измерений вибрации вращающихся валов. Часть 1. Устройства для снятия сигналов относительной и абсолютной вибрации. М.: Статинформ, 2007. С. 17.

5. ГОСТ Р ИСО 13373-2–2009. Вибрационный контроль состояния машин. Часть 2. Обработка, анализ и представление результатов измерений вибрации. Обработка, анализ и представление результатов измерений вибрации. М.: Статинформ, 2010. С. 36.

6. Направления совершенствования бортового оборудования для повышения безопасности полетов воздушного судна / Г. А. Чуянов, В. В. Косьянчук, Н. И. Сельвесюк, С. В. Кравченко // Известия Южного федерального университета. Технические науки. 2014. № 6. С. 219–229.

7. Программное обеспечение «СКАТ», АО НПП «Топаз». URL: https://topazlab.ru/products/ckat-system/ (дата обращения: 13.12.2022).

8. О проведении сбора и анализа информационного материала по аналогам зарубежных и отечественных систем, тема Камертон: отчёт / АО «Авиаавтоматика» им. В. В. Тарасова. Курск, 2016. 247 с. Инв. № 3460/14.

9. Дорошко С. М. Контроль и диагностирование технического состояния газотурбинных двигателей по вибрационным параметрам. М.: Транспорт, 1984. 128 с.

10. Пат. 2551447 Российская Федерация, МПК G01М 15/14. Способ вибрационной диагностики технического состояния подшипниковой опоры ротора двухвального газотурбинного двигателя / Герман Г. К., Зубко И. О., Зубко А. И.; заявитель и патентообладатель ПАО ОДК – УМПО (RU). № 2014107283/06; заявл. 27.02.14; опубл. 27.05.15, Бюл. № 15.

11. Мухин И. Е., Дворников М. В., Коптев Д. С. Подсистема контроля физиологического состояния пилота как одного из звеньев биотехнической системы эргатического типа «пилот – самолет – окружающая среда» // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Управление, вычислительная техника, информатика. Медицинское приборостроение. 2017. Т. 7, № 4 (25). С. 59–69.

12. ГОСТ Р 58849–2020. Национальный стандарт Российской Федерации. Авиационная техника гражданского назначения. Порядок создания. Основные положения. М.: Статинформ, 2020. С. 61.

13. Тяпкин С. А., Мухин И. Е., Коптев Д. С. Анализ существующих методов и возможные пути повышения эффективности системы диагностирования двигателей летательных аппаратов // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Управление, вычислительная техника, информатика. Медицинское приборостроение. 2020. Т. 10, № 2. С. 40–56.

14. Тяпкин С. А., Мухин И. Е., Коптев Д. С. Метод совместного применения показателя структуры вибросигнала и известных результатов идентификационных измерений в задачах превентивного обнаружения неисправностей авиационных двигателей // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Управление, вычислительная техника, информатика. Медицинское приборостроение. 2020. Т. 10, № 2. С. 57–67.

15. Тяпкин С. А., Коптев Д. С., Мухин И. Е. Применение показателей нелинейной динамики для вибродиагностирования газотурбинных двигателей // Инфокоммуникации и космические технологии: состояние, проблемы и пути решения: сборник статей по материалам IV Всероссийской научно-практической конференции (17 апреля 2020 г.) / Юго-Западный государственный университет. Курск, 2020. Ч. 2. С. 51–55.

16. Сундуков А. Е., Сундуков Е. В., Плотников С. М. Опыт выявления причин повышенной вибрации газотурбинных двигателей при их стендовых испытаниях // Вестник Самарского государственного аэрокосмического университета. 2015. Т. 14, № 2. С. 184–192.

17. Сенюшкин Н. С., Лобов Д. Д., Губайдуллина Р. Р. Анализ методов вибродиагностики роторных машин // Молодежный вестник Уфимского государственного авиационного технического университета. 2016. № 2 (15). С. 70–75.

18. Червонюк В. В., Коровин Б. Б. Обеспечение допустимого уровня динамического нагружения газотурбинных двигателей в эксплуатации штатными средствами управления // Вестник Саратовского университета. Аэрокосмическая техника, технологии и машиностроение. 2019. Т. 18, № 2. С. 112–120.

19. Назолин А. Л. Мониторинг и диагностика роторных машин по крутильным колебаниям // Необратимые процессы в природе и технике: труды Х Всероссийской конференции: в 3 ч. М.: Московский государственный технический университет имени Н. Э. Баумана (Национальный исследовательский университет), 2019. С. 196–199.

20. Поляков Д. М., Рамушев И. И., Тарасов Г. А. Исследование неустановившихся колебаний ротора в режиме набора частоты с учетом возможного контакта ротора о статор // Радиоэлектроника, электротехника и энергетика: тезисы докладов XXII Международной научно-технической конференции студентов и аспирантов: в 3 т. М.: Издательский дом МЭИ, 2016. С. 239.


Рецензия

Для цитирования:


Мухин И.Е., Коптев Д.С. Практические результаты расчетно-экспериментальных исследований по определению диапазонов изменения основных контролируемых параметров перспективных авиационных комплексов. Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Управление, вычислительная техника, информатика. Медицинское приборостроение. 2023;13(1):39-60. https://doi.org/10.21869/2223-1536-2023-13-1-39-60

For citation:


Mukhin I.E., Koptev D.S. Practical Results of Computational and Experimental Investigations to Determine the Ranges of Change of the Main Controlled Parameters of Promising Aviation Complexes. Proceedings of the Southwest State University. Series: IT Management, Computer Science, Computer Engineering. Medical Equipment Engineering. 2023;13(1):39-60. (In Russ.) https://doi.org/10.21869/2223-1536-2023-13-1-39-60

Просмотров: 176


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2223-1536 (Print)