Модель прототипа экспертной системы для формирования единого классификатора компетенций
https://doi.org/10.21869/2223-1536-2024-14-1-130-147
Аннотация
Цель исследования заключается в описании процесса создания экспертной системы, которая сопоставляет модели компетенций и профессиональные стандарты с актуальными потребностями рынка труда.
Методы исследования основаны на анализе принципов формирования компетенций и включают системный анализ требований рынка труда, применение методов сравнительного анализа компетенций выпускников и потребностей работодателей с использованием статистических данных. Исследование направлено на решение фундаментальной задачи сопоставления навыков специалистов с потребностями рынка труда. В рамках данной работы был проведен обширный поиск источников данных, в том числе анализ отчетов о трудоустройстве выпускников и требований, предъявляемых к специалистам, в ходе которого было выявлено несоответствие компетенций выпускников и потребностей работодателей.
Результаты. В результате исследования была создана единая база данных, содержащая сведения о вузах, их направлениях, компетенциях и выпускниках, а также сформулированы требования к будущей экспертной системе, разработана ее архитектура, описана модель представления знаний о соответствии. Данная система сможет предоставлять рекомендации по улучшению компетенций на основе сопоставления требований рынка труда.
Заключение. Экспертная система, созданная на основе данной работы, предоставляет оперативные возможности для решения вопросов соответствия спроса и предложения на рынке труда, повысит эффективность обучения, поспособствует удовлетворению потребности работодателей в опытных специалистах. Данная концепция имеет ряд положительных сторон, такие как увеличение эффективности обучения, сокращение временных ресурсов, публичность и доступность. Такая система позволит повысить конкурентоспособность соискателей, а также удовлетворить организации, нуждающиеся в опытных специалистах.
Об авторах
А. В. БрежневРоссия
Брежнев Алексей Викторович, кандидат технических наук, доцент кафедры информатики
Стремянный пер., д. 36, г. Москва 115054
C. Д. Дорожкин
Россия
Дорожкин Сергей Дмитриевич, студент
Стремянный пер., д. 36, г. Москва 115054
П. С. Тивиков
Россия
Тивиков Петр Сергеевич, студент
Стремянный пер., д. 36, г. Москва 115054
Список литературы
1. Volneikina E. S., Ludnev V. S., Korostelev A. S. Applications expert systems // Молодые ученые в решении актуальных проблем науки: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. Красноярск: Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева, 2022. С. 1004–1006.
2. Стаин Д. А., Вербицкая Н. О., Калугин Т. Г. Калификационно-ориентированная экспертная система управления образовательным процессом вуза в современных процессах непрерывного квалификационного развития кадров в Hоссии // Вестник ЮжноУральского государственного университета. Серия: Образование. Педагогические науки. 2018. С. 27–36.
3. Агафонова Д. А., Толстова Д. В. Применение экспертных систем в образовании // Матрица научного познания. 2023. № 1-2. С. 60–62.
4. Kireev T. D, Markevich I. V., Vaitekunaite P. Yu. Expert systems in knowledge-intensive fields of knowledge // Молодые ученые в решении актуальных проблем науки: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. Красноярск: Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева, 2022. P. 1015–1017. EDN FQPOOH.
5. Охотников О. В., Казакова Ю. Е. Трудоустройство выпускников вуза как проблема системы российского образования // Вестник УрФУ. Серия экономика и управление. 2019. № 3. С. 431–449.
6. Виноградова Е. Б., Мудрова Е. Б. Вузы – промышленность: подходы к планированию заказа на специалистов // Университетское управление: практика и анализ. 2016. № 3. С. 43–53.
7. Шехмирзова А. М., Грибина Л. В. Методологические аспекты формирования универсальных компетенций в вузовской практике в условиях реализации ФГОС 3++ // Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2019. № 33. C. 11–16.
8. Marelli E., Signorelli M. Young People and the Labor Market – Cha enges and Opportunities: An Introduction // Young Peop e and the Labor Mar et: Cha enges and Opportunities. 2022. N 2(1). P. 59–61.
9. Прилуцкая Е. К., Царева Н. А. Проблема трудоустройства выпускников вузов (анализ научных публикаций) // Водные биоресурсы: рациональное освоение и искусственное воспроизводство: материалы Международной научно-практической конференции. Владивосток: Дальневосточный государственный технический рыбохозяйственный университет, 2021. С. 189–193.
10. Томакова Р. А., Томаков В. И. Российский рынок труда в сфере информационных технологий в 2021 году // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. 2022. Т. 12(1), № 1. С. 150–166.
11. Климова Н. В., Касьянова Т. И. Рынок труда молодежи: проблемы и пути их решения // Стратегии развития социальных общностей, институтов и территорий: материалы III Международной научно-практической конференции. Екатеринбург: Изд-во Уральского университета, 2017. Т. 1. С. 284–287.
12. Амелин А. А., Ильичев В. А., Отлева Т. И. Последствия недостатков в подготовке специалистов строительного профиля // Современный ученый. 2017. № 11. С. 152–159.
13. Do employability skills for business graduates meet the employers’ expectations? The case of retai Is amic ban s of Bahrain / N. A -Shehab, M. AL-Hashimi, A. Madbou y [et a .] // Higher Education, S i s and Wor -Based Learning. 2020. Vo . 11, is. 2. P. 349–366.
14. Кравченко С. К. Проблема баланса спроса и предложения на рынке подготовки профессиональных кадров с учетом потребностей экономики региона // Образование: ресурсы развития. Вестник ЛОИРО. 2020. № 4. C. 82–85.
15. Нуретдинов Р. И. Востребованность компетенций молодых специалистов среднего уровня профессионального образования в области информационных технологий рынком труда // Общество: социология, психология, педагогика. 2021. № 5 (85). C. 169– 172.
16. Томакова Р. А., Томаков М. В. Дискуссия как педагогическая технология развития Soft Skills будущих IT-специалистов // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Управление, вычислительная техника, информатика. Медицинское приборостроение. 2021. Т. 11(3), № 3. С. 121–141.
17. Лимонникова Е. В. Формы участия работодателей в разработке образовательных программ высшего образования // Актуальные вопросы инновационного развития арктического региона РФ: сборник материалов IV Всероссийской научно-практической конференции. Архангельск: Северный (Арктический) федеральный университет имени М. В. Ломоносова, 2023. С. 563–567.
18. Employers’ Preference on Employability Skills of Business Management and Accounting Graduates / Gui ermo B. Briones, E aine Joy C. Apat, Dennis Gaudencio Iii R. Lorica [et a .] // Internationa Journa of Academe and Industry Research. 2021. P. 64–85.
19. Турков Е. С., Степанов Ю. А. Концептуальная модель модуля сбора данных о вакансиях для экспертной системы // Международный научно-исследовательский журнал. 2020. № 2-1(92). C. 75–78.
20. Высшее образование // Министерство науки и высшего образования Российской Федерации. URL: https://minobrnauki.gov.ru/action/stat/highed/ (дата обращения: 10.12.2023).
Рецензия
Для цитирования:
Брежнев А.В., Дорожкин C.Д., Тивиков П.С. Модель прототипа экспертной системы для формирования единого классификатора компетенций. Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Управление, вычислительная техника, информатика. Медицинское приборостроение. 2024;14(1):131-148. https://doi.org/10.21869/2223-1536-2024-14-1-130-147
For citation:
Brezhnev A.V., Dorozhkin S.D., Tivikov P.S. Model of a Prototype Expert System for the Formation of a Simple Classifier of Competencies. Proceedings of the Southwest State University. Series: IT Management, Computer Science, Computer Engineering. Medical Equipment Engineering. 2024;14(1):131-148. (In Russ.) https://doi.org/10.21869/2223-1536-2024-14-1-130-147