Исследование воздействия концентратора механических напряжений на процессы возникновения и развития трещин в конструкционных элементах авиационной техники
https://doi.org/10.21869/2223-1536-2024-14-1-36-49
Аннотация
Цель исследования – исследование закономерностей развития трещин в конструкционных элементах авиационной техники от концентратора напряжений при воздействии растягивающего вдоль главной оси усилия, симметричных знакопеременных нагрузок (вибраций) и комбинированного воздействия с целью определения критичности эксплуатации изделий авиационной техники с дефектами типа трещин, обоснование либо опровержение потребности в исследовании и эксплуатации процессов развития напряженно-деформированных состояний, предшествующих возникновению трещины, в системах и комплексах периодического, предполетного и оперативного контроля технического состояния изделий авиационной техники.
Методы. Экспериментальное исследование закономерностей развития трещин от концентратора напряжений в конструкционных элементах двух форм-факторов: цилиндрического образца (ГОСТ 25347-82), имитирующего стрингер или несущую конструкционную балку, и пластинчатого образца (ГОСТ 1497-84), имитирующего элемент обшивки летательного аппарата. Цилиндрические образцы подвергались деформированию, вызванному кинетикой вращения, пластинчатые образцы подвергались одноосному растягивающему напряжению и воздействию знакопеременных нагрузок (вибраций) по отдельности и комбинированно.
Результаты. Изучены закономерности приповерхностного и глубинного развития трещин, их связь с частотой приложения симметричных знакопеременных нагрузок. Установлены выражения для приближенного инженерного расчета предела выносливости материала, площади поверхности разрушения и постоянной выносливости с точностью аппроксимации около 0,8. Для образцов в форме плоских пластин построена диаграмма «напряжение-деформация», наглядно иллюстрирующая снижение выносливости материала к воздействию комбинированных нагрузок по отношению к воздействию только статических растягивающих напряжений. Оценено примерное количество остаточных циклов до разрушения конструктивного элемента с учетом амплитудно-частотных параметров действующей вибрации при наличии трещины в образце. Приведена методика оценки с применением коэффициента интенсивности нагрузок и математическими выражениями для его расчета.
Заключение. Сделан вывод о необходимости анализа динамики развития напряженно-деформированных состояний (усталости) материала как состояний, предшествующих появлению трещин, для осуществления достаточного контроля технического состояния конструктивных элементов изделий авиационной техники.
Об авторах
И. И. СизоновРоссия
Сизонов Иван Игоревич, студент кафедры космического приборостроения и систем связи, Юго-Западный государственный университет
ул. 50 лет Октября, д. 94, г. Курск 305000
Е. Л. Лебедев
Россия
Лебедев Евгений Леонидович, доктор технических наук, доцент
ул. Ждановская, д. 13, г. Санкт-Петербург 197198
А. Н. Попов
Россия
Попов Александр Николаевич, генеральный директор
ул. Запольная, д. 47, г. Курск 305040
И. Е. Мухин
Россия
Мухин Иван Ефимович, доктор технических наук, профессор кафедры космического приборостроения и систем связи
ул. 50 лет Октября, д. 94, г. Курск 305000
Список литературы
1. Куртаев С. Ж. Теория и практика контроля и диагностики систем воздушных судов гражданской авиации // Труды Международного симпозиума «Надежность и качество». 2016. Т. 2. С. 242–244.
2. Чапенко А. А. Российский рынок гражданской авиации на современном этапе // Экономика и бизнес. 2019. № 8. С. 186–189. https://doi.org/10.24411/2411-0450-201911140.
3. Бодрова Е. В. Эволюция отечественного авиастроения в постсоветский период // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2016. № 2-6. С. 29–31.
4. Васильцова А. Динамика гражданского авиастроения на советском и постсоветском пространстве: региональный аспект // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Естественные науки. 2019. № 4. С. 72–83. https://doi.org/ 10.18384/2310-7189-2019-4-72-83.
5. Ступаков В. Я. Проблемы обеспечения летной годности воздушных судов: экономические аспекты // Экономика: вчера, сегодня, завтра. 2022. Т. 12, № 9А. С. 667–673. https://doi.org/10.34670/AR.2022.68.55.074.
6. Саидумаров И. М., Умаров А. А., Закиров Р. Анализ возможностей централизованной системы встроенного контроля и диагностики для дистанционного контроля параметров воздушных судов // International Scientific and Practical Conference World Science. 2016. Т. 1, № 5(9). С. 79–82. EDN VWANML.
7. Зарубежный опыт создания и применения систем FIS (Fight Inspection Systems) для контроля характеристик и сертификации авионики и аэронавигационного обеспечения воздушных судов с использованием DGPS-подсистем / В. П. Харченко, А. А. Жалило, В. В. Конин, В. М. Кондратюк // Аэрокосмические системы мониторинга и управления: материалы VI Международной научно-технической конференции. Киев: Национальный авиационный университет, 2004. Т. 2. C. 21–29.
8. Фейгенбаум Ю. М., Соколов Ю. С. Анализ современного состояния и перспектив развития отечественной системы мониторинга эксплуатации силовой конструкции гражданских ВС // Научный вестник ГосНИИ ГА. 2015. № 7 (318). С. 14–23.
9. Сизонов И. И., Мухин И. Е., Барабушка А. С. Подходы к определению остаточного ресурса основных узлов вертолёта с учётом выполненных профилей полёта // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Управление, вычислительная техника, информатика. Медицинское приборостроение. 2023. Т. 1, № 3. С. 61– 73.
10. Гаврильев И. М., Корольков Д. И., Гравит М. В. Модифицированная методика расчета остаточного ресурса с использованием экспоненциального распределения // Вестник Евразийской науки. 2019. № 2. С. 89–103.
11. Определение остаточного ресурса и методы повышения уровня безопасности при эксплуатировании конструкционных материалов в авиации / А. В. Котелкин, И. Г. Роберов, Д. Б. Матвеев, И. С. Леднев // Современные материалы, техника и технологии. 2016. № 1 (4). С. 104–113.
12. Вараксина Я. М., Бухаров А. Е. Порядок перевода авиационных радиовысотомеров на техническую эксплуатацию по состоянию // Труды Международного симпозиума «Надежность и качество». 2016. Т. 2. С. 244–251.
13. Сизонов И. И., Барабушка А. С., Мухин И. Е. Двухэтапная математическая модель оценки режимов вынужденных вибраций элемента обшивки летательного аппарата с применением оптоволоконных технологий // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Управление, вычислительная техника, информатика. Медицинское приборостроение. 2023. Т. 13, № 3. С. 52–64.
14. Баранов М. И. Антология выдающихся достижений в науке и технике. Часть 41: композиционные материалы: их классификация, технологии изготовления, свойства и области применения в современной технике // Электротехника. Выдающиеся события. Знаменитые имена. 2017. № 6. С. 3–13.
15. Xia Q. Overview of aerospace materia s and their app ications // Theoretica and Natura Science. 2023. N 13. P. 115–120. https://doi.org/10.54254/2753-8818/13/20240808.
16. Research progress on heat treatment process of supera oys / L. J. Cui, X. Y. Lin, Q. Zhu, C. J. Wang, P. Zhang // Materia s Reports. 2016. N 4. P. 106–117.
17. Exp oring gradient pathways in high temperature, functiona y graded a oys a new approach aims to fabricate parts with targeted, site-specific properties for a wide range of app ications in extreme environments within the aviation, space, and energy sectors / S. Nag, B. Jordan, K. An, J. Ti ey, C. Zhang, F. Zhang // Advanced Materia s & Processes. 2022. Vo . 180, N 2. P. 16–20.
18. Deve opment and app ications of a uminum a oys for aerospace industry / S. S. Li, X. Yue, Q. Y. Li, H. L. Peng, B. X. Dong, T. S. Liu, H. Y. Yang, J. Fan, S. L. Shu, F. Qiu, Q. C. Jiang // Journa of Materia s Research and Techno ogy. 2023. N 2. P. 112–119. https://doi.org/10.1016/j.jmrt.2023.09.274.
19. Карташова Е. Д. Исследование влияния технологических дефектов на формирование статистических полей напряжений в композиционных материалах лопастей квадрокоптеров // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Технические науки. 2023. № 3(67). С. 173–185. https://doi.org/10.21685/2072-3059-2023-3-13. EDN QHDUBI.
20. Карташова Е. Д., Муйземнек А. Ю. Технологические дефекты слоистых полимерных материалов // Технические науки. Машиностроение и машиноведение. 2017. № 2 (42). С. 79–89.
Рецензия
Для цитирования:
Сизонов И.И., Лебедев Е.Л., Попов А.Н., Мухин И.Е. Исследование воздействия концентратора механических напряжений на процессы возникновения и развития трещин в конструкционных элементах авиационной техники. Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Управление, вычислительная техника, информатика. Медицинское приборостроение. 2024;14(1):36-49. https://doi.org/10.21869/2223-1536-2024-14-1-36-49
For citation:
Sizonov I.I., Lebedev E.L., Popov A.N., Mukhin I.Е. lnvestigation of the Effect of a Mechanical Stress Concentrator on the Processes of Occurrence and Development of Cracks in Structural Elements of Aviation Equipment. Proceedings of the Southwest State University. Series: IT Management, Computer Science, Computer Engineering. Medical Equipment Engineering. 2024;14(1):36-49. (In Russ.) https://doi.org/10.21869/2223-1536-2024-14-1-36-49